Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 15.12.2018, 21:04

МБОУ - "Гимназия №1" г. Махачкала РД

Меню сайта
Категории раздела
Разное [146]
Олимпиады, конкурсы, конференции [62]
Открытые уроки [46]
Приказы, положения, объявления [4]
Семинары [7]

Введение учебного курса ОРКСЭ

    Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2012г № 08-250  «О введении учебного курса ОРКСЭ» и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р в гимназии №1 в 4-х классах осуществляется реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур».                   

    Для определения выбора модуля ежегодно проводится предварительная работа с обучающимися 3-х классов и их родителями. Наиболее востребованным оказался модуль «Основы мировых религиозных культур», его выбрали для изучения своими детьми 100% родителей. Преподавание курса осуществляют учителя начальных классов, которые предварительно прошли курсы  в ДИПКПК по программе «Подготовка учителей к преподаванию курса ОРКСЭ» в объеме 72 часов

   В школе созданы все условия, необходимые для реализации данного учебного курса. Учебно-воспитательный процесс обеспечен наличием учебников «Основы мировых религиозных культур» под редакцией Т.Д. Шапошниковой,  программным и методическим материалами.                                  На уроках  учителя используют различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетают различные методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы.  На  каждом уроке учителем  используются  мультимедийные презентации, т.к.  презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается.    

   Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2012г № 08-250  «О введении учебного курса ОРКСЭ» и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р в гимназии №1 в 4-х классах осуществляется реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур».                   

     Для определения выбора модуля ежегодно проводится предварительная работа с обучающимися 3-х классов и их родителями. Наиболее востребованным оказался модуль «Основы мировых религиозных культур», его выбрали для изучения своими детьми 100% родителей. Преподавание курса осуществляют учителя начальных классов, которые предварительно прошли курсы  в ДИПКПК по программе «Подготовка учителей к преподаванию курса ОРКСЭ» в объеме 72 часов

   В школе созданы все условия, необходимые для реализации данного учебного курса. Учебно-воспитательный процесс обеспечен наличием учебников «Основы мировых религиозных культур» под редакцией Т.Д. Шапошниковой,  программным и методическим материалами.                                  На уроках  учителя используют различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетают различные методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы.  На  каждом уроке учителем  используются  мультимедийные презентации, т.к.  презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается.    

             С  П  И  С  О  К

учителей   МБОУ  «Гимназия  №_1_,   преподающих    ОРКСЭ    в 2016-2017 учебном  году

Наимено-

вание

модуля, выбранного

в ОО

 Количество

уч-ся в 4-х кл.

Количество

4-х

классов

 

 

Фамилия

Имя

Отчество

учителя (учителей), преподающих

ОРКСЭ

(по каждому  модулю)

 

Образование

(что окончил,

когда,

факультет,
спец-ть по диплому)

Педагогич. стаж,

кем работает   в

данном   , разряд (категория),

нагрузка учителя по данному модулю

 

Прохождение

курсов ОРКСЭ

(когда, где,

сроки №  удостоверения)

 год аттестации

и  кв.разряд

учителя

по ОРКСЭ

Перечень    используемых   в     ОУ

Учебно-методичес

кого  комплекса по ОРКСЭ (по каждому модулю отдельно)

 

Награды учителя

Домашний адрес

учителя,

№ моб.

телефона

Основы светской этики

 

  173

 

5

 

Тагирова        Эминант    Гумеровна

ДГПИ, 1993г., ФНК, педагогика и методика начального обучения с доп. Спец. Русск. яз. и литература в национальной школе.

 Стаж 22г. учитель нач. кл., высшая категория,

 5ч

ДИПКПК, с 01.06.15г по 11.06.15г.,

 № № 04011377

Разряда по ОРКСЭ нет

А.Я.Данилюк                       « Основы светской этики              4-5класс»  с приложением на эл. носителе.

Мет. Пособие автор                         Е.В. Мацияка

 

 

нет

 

Малыгина 80, кв.7

89882178830

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа

по предмету

 «Основы религиозных культур и светской этики»

 модуль

 «Основы мировых религиозных культур»

2016-2017г.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

 (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

 4 класс

      Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики».  Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

 

  1. Пояснительная записка

Общая характеристика и ценностные ориентиры содержания учебного предмета

            Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа

Российской Федерации.

            В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

            Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

            Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.   Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

            Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями.    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

            Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.

 

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

 

Освоение учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Ключевые идеи программы.

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  •  Духовные традиции многонационального народа России.
  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
  •  Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
  • Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;
  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
  •  Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

       Групповая работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, тренинги практических навыков

      Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению:учебные дискуссии,создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; работа с книгой; работа по заданному образцу, конструктивные, требующие творческого подхода)

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования, игровые, информационные, деятельностного метода, развитие общеучебных умений

 

Содержание программы

4 класс (34часа)

Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (7 ч)

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. История религий в России.

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Христианство (6 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия- священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.

Ислам (5 ч)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.

Буддизм (4 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.

«Золотые правила нравственности» (2 ч)

«Золотые правила нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор.

 

Тематическое планирование

4 класс

34 часа (1 час в неделю)

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

 

Раздел 1.  Знакомство с новым предметом ОРКСЭ

1

Россия - наша Родина.

 

1

 

 

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

 

1

 

 

3

Возникновение религий.

 

1

 

 

4

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

 

1

 

 

5

Священные книги религий мира.

 

1

 

 

6

Священные сооружения.

 

1

 

 

7

История религий в России.

 

 

1

тест

 

Итого по разделу:

7

6

1

 

 

Раздел 2.  Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

8

Древние верования и религиозные культы.

 

1

 

 

9

Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии.

 

1

 

 

10

Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки.

 

1

 

 

11

Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии.

 

1

 

 

12

Саша рассказывает о верованиях древних славян.

 

 

1

тест

 

Итого по разделу:

5

4

1

 

 

Раздел 3.  Иудаизм

13

Представление о Боге в иудаизме.

 

1

 

 

14

Мир и человек в иудаизме.

 

1

 

 

15

Тора и заповеди.

 

1

 

 

16

О чем говорит иудейский Закон.

 

1

 

 

17

Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

 

 

1

тест

 

Итого по разделу:

5

4

1

 

 

Раздел 4.  Христианство

18

Представление о Боге и мире в христианстве.

 

1

 

 

19

Представление о человеке в христианстве.

 

1

 

 

20

Библия- священная книга христиан.

 

1

 

 

21

Православие.

 

1

 

 

22

Католицизм.

 

1

 

 

23

Протестантизм.

 

 

1

тест

 

Итого по разделу:

6

5

1

 

 

Раздел 5. Ислам

24

Представление о Боге и мире в исламе.

 

1

 

 

25

Пророк Мухаммед.

 

1

 

 

26

Коран и Сунна.

 

1

 

 

27

Столпы ислама. Праздники ислама.

 

1

 

 

28

Священные города и сооружения ислама.

 

 

1

тест

 

Итого по разделу:

5

4

1

 

 

Раздел 6. Буддизм

29

Жизнь Будды.

 

1

 

 

30

Учения Будды.

 

1

 

 

31

Духовные наставники и священные сооружения буддизма.

 

1

 

 

32

Священные тексты буддизма.

 

 

1

тест

 

Итого по разделу:

4

3

1

 

 

Раздел 7. «Золотые правила нравственности»

33

«Золотые правила нравственности».

 

1

 

 

34

Не совсем обычный урок.  Интересный разговор.

 

 

1

 Презента-ция

 

Итого по разделу:

2

1

1

 

 

Итого по плану:

34

27

7

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

 

            Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уваже
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Новое персональныеданные.дети

МБОУ "Гимназия № 1" © 2018
Конструктор сайтов - uCoz